Открытый урок
преподавателя ГККП «Астраханская детская музыкальная школа»
при акимате Астраханского района первой квалификационной категории по классу фортепиано Шибковой О. Ф.
с учащимися 1класса БалагузинойЭльнарой, 2 класса Серікбай Сейханом,
3 класса Филипенко Настей, 6 класса Паскалиди Ариной и Ыдырыс Есілтаем.
Время проведения: 6 февраля 2018года.
Тема урока:«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»
Цель урока -показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.
Задачи: 1)Образовательная – формирование умений и навыков игры в ансамбле.
2)Развивающая– развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата,слухового контроля учащегося.
3)Воспитательная– воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением.
Методы урока – словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Тип урока – урок формирования умений и навыков
Демонстрационный материал: Тр. 1Р. Роджерс «Голубая луна».
Музыкальный материал: Дж. Верди «Песенка Герцога», Ж. Оффенбах «Кан кан», Р. Роджерс « Голубая луна», П. И.Чайковский «Вальс» из оперы « Евгений Онегин», Ф. Шуберт «Серенада».
Оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- стулья по росту учащихся.
- компьютер.
План урока:
1. Введение
2. Организационный момент
3. Основная часть
4. Заключение
1.Введение
Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках фортепиано,проанализируем сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит двапонятия: музицирование и ансамбль.
Актуальность данной темы определяется в том, что каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровняспособностей в данный момент, что способствует психологическойраскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместноемузицирование способствует развитию таких качеств как внимательность,ответственность,дисциплинированность,целеустремленность и коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальнойлитературы, что наряду с уроками по музыкальной литературе способствует формированию их музыкального кругозора.
Ансамблем нужно заниматься на всех стадиях обучения, начинаяс самой ранней. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учитсчитать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствуетнавык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрениявыработки технических навыков.
И ещё важнее то, что игра в 4 руки учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению и учит тому, что выходит за границымузицирования и имеет психологический и этический смысл (совместнаяответственность, взаимная поддержка). Кроме того, искусство игры в 4 руки– это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать партнёра, уметьвовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство (илимудрость) в процессе обучения хотя бы частично постигается учеником,можно надеяться, что юный музыкант состоялся.
Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников
ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.
Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) –согласованность.
2. Организационный момент
Сегодня на нашем открытом уроке 5 учащихся нашегокласса:ученица 1 класса БалагузинаЭльнара, ученик 2 класса Серікбай Сейхан, ученица 3 класса Филипенко Настя, ученица 6 класса Паскалиди Арина и ученик 6 класса Ыдырыс Есілтай.
3.Основная часть
Первой я приглашаю за инструмент ученицу 1 класса БалагузинуЭльнару.
В ансамбле мы с Эльнарой начали играть практически с самых первых уроков, даже не зная нотной грамоты, когда только начали знакомиться с клавиатурой. Мы исполним первую нашу пьесу Софьи Самойловны Ляховицкой «Вальс собачек». В ней простой ритмический рисунок состоящий из ровных четвертных нот. Но нужно уметь слушать себя. Исполнять выразительно мелодию, показать метрическую пульсацию сильных и слабых долей.
Исполнение С. Ляховицкая «Вальс собачек».
Справившись с этой задачей, мы пошли дальше. Усложнили ритмический рисунок.
Исполнение С. Ляховицкая музыкальная композиция «Прыгскок», на тему Ф. Листа.
В репертуаре у Эльнары несколько ансамблей и мы для вас исполним «Песенку Герцога»Дж. Верди из оперы « Риголетто».
Я приглашаю к инструменту ученика 2 класса Серікбай Сейхана. У Сейхана уже есть опыт игры в ансамбле
как со мной, так и с другими учащимися . Он в ансамбле для 6 рук играл важную басовую партию. Сегодня мы исполним композицию Жака Оффенбаха. «Кан кан».
Вопросы Сейхану:
1. Какая композиция по характеру?
2. Из скольких частей она состоит?
3. В каких частях ты играешь солирующую партию?
4. В какой части ты мне аккомпанируешь?
5. Каким штрихом?
6. Но во второй вольте ты должен опять сыграть солирующую партию?
Сегодня у нас произведения ещё не настолько отшлифованы, но на каком этапе мы находимся, мы вам постараемся показать.
С усложнением художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта и т.д.
Я приглашаю за инструмент ученицу 3 класса Филипенко Настю.
Настя тоже имеет опыт игры в ансамбле. Она обладает хорошим чувством ритма, поэтому мы с ней взяли этот блюз.
Мы Вам исполним джазовую композицию Р. Роджерса« Голубая луна». Написана она в форме блюза.
Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Партию ритмического каркаса буду исполнять я, а солирующий инструмент будет звучать в первой партии у Насти.
Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.
Вопросы Насте:
1. Сколько частей в твоей композиции?
2. Во 2 части у нас есть еще не отщлифованые технически фразы, но мы к
концерту ансамблей постараемся справиться с этими трудностями.
Р. Роджерс« Голубая луна» исполняет Филипенко Настя.
А теперь Настя я хочу, чтобы ты послушала блюзР. Роджерса «Голубая луна» в исполнении джазового оркестра.
Слушаем трек № 1
Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый аккорд
производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука
достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны так её «поделить» чтобы не мешать друг
другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).
Я приглашаю за инструмент ученицу 6 класса Паскалиди Арину.
Со старшекдассниками, в этом году мы решили поиграть классику.
Арине это произведение понравилось, она сама нашла его в интернете и прислала мне ссылку, где этот Вальс играет на конкурсе её сверстница. Мы работаем над этим произведением всего несколько уроков. Нам еще надо доучить
окончание 2 части. И думаю, что мы сыграем его на двух инструментах. Это«Вальс» П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».
И в завершении нашего урока за инструмент приглашаю ученика 6 класса Ыдырыс Есілтая.
С Есілтаем мы работаем только пол года, но мы достигли с ним взаимопонимания. И главная цель, которую преследую, играя с ним ансамбль, раскрепостить , заставить поверить его в свои силы и уметь вынести на публику то, что мы с ним делаем в классе. Франс Шуберт – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Ф.Шуберт «Серенада». В исполнени и ученика 6 класса Ыдырыс Есілтая.
4. Заключение
Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных
произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.
Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художест-венной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.
Литература.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
3. Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
4. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
6. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.