«Ақмола облысы  білім басқармасының Астрахан  ауданы  бойынша  білім бөлімінің  жанындағы  Астрахан  ауылының  балалар музыка  мектебі»  мемлекеттік коммуналдық  қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие  «Детская музыкальная школа села Астраханка при отделе образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок О. Ф. Шибковой «Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»

12.02.2018

Открытый урок

преподавателя  ГККП «Астраханская детская музыкальная школа»

при акимате Астраханского района первой квалификационной категории  по классу фортепиано Шибковой О. Ф.

 с учащимися 1класса БалагузинойЭльнарой, 2 класса Серікбай Сейханом,

3 класса Филипенко Настей, 6 класса Паскалиди Ариной и Ыдырыс Есілтаем.

Время проведения: 6 февраля 2018года.

 

Тема урока:«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано» 

Цель урока -показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.

Задачи: 1)Образовательная – формирование умений и навыков игры в ансамбле.             

2)Развивающая– развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата,слухового контроля учащегося.         

  3)Воспитательная– воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением.

 

Методы урока – словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Тип урока – урок формирования умений и навыков

Демонстрационный материал: Тр. 1Р. Роджерс «Голубая луна».

Музыкальный материал: Дж.  Верди «Песенка Герцога», Ж. Оффенбах «Кан кан», Р. Роджерс « Голубая луна», П. И.Чайковский «Вальс» из оперы « Евгений Онегин», Ф. Шуберт «Серенада».

Оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- стулья по росту учащихся.

- компьютер.

План урока:

1.     Введение

2.     Организационный момент

3.     Основная часть

4.     Заключение

1.Введение

Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках фортепиано,проанализируем сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит двапонятия: музицирование и ансамбль.

Актуальность данной темы определяется в том, что каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровняспособностей в данный момент, что способствует психологическойраскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместноемузицирование способствует развитию таких качеств как внимательность,ответственность,дисциплинированность,целеустремленность и коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальнойлитературы, что наряду с уроками по музыкальной литературе способствует формированию их музыкального кругозора.

Ансамблем нужно заниматься на всех стадиях обучения, начинаяс самой ранней. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учитсчитать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствуетнавык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрениявыработки технических навыков.

И ещё важнее то, что игра в 4 руки учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению и учит тому, что выходит за границымузицирования и имеет психологический и этический смысл (совместнаяответственность, взаимная поддержка). Кроме того, искусство игры в 4 руки– это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать партнёра, уметьвовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство (илимудрость) в процессе обучения хотя бы частично постигается учеником,можно надеяться, что юный музыкант состоялся.  

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:

  • синхронность при взятии и снятии звука;
  • равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных
  • между партнерами;
  • согласование приемов звукоизвлечения;
  • передача голоса от партнера к партнеру;
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов,
  • исполняемых разными партнерами;
  • соблюдение общности ритмического пульса;
  • единство динамики, фразировки.

 

Одновременное вступление  обычно достигается незаметным жестом одного из участников

ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.

            Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) –согласованность.

2. Организационный момент

Сегодня на нашем открытом уроке 5 учащихся нашегокласса:ученица  1 класса БалагузинаЭльнара, ученик  2 класса Серікбай Сейхан, ученица  3 класса Филипенко Настя, ученица  6 класса Паскалиди Арина  и ученик 6 класса  Ыдырыс Есілтай.

3.Основная часть

Первой я приглашаю за инструмент ученицу 1 класса БалагузинуЭльнару.

        В ансамбле мы с Эльнарой начали играть практически с самых первых  уроков, даже не зная нотной грамоты, когда только начали знакомиться с клавиатурой.  Мы  исполним первую нашу пьесу Софьи Самойловны Ляховицкой  «Вальс собачек». В ней простой ритмический рисунок состоящий из ровных четвертных нот. Но нужно уметь слушать себя. Исполнять выразительно мелодию, показать метрическую пульсацию сильных и слабых долей.

Исполнение  С. Ляховицкая «Вальс собачек».

Справившись с этой задачей, мы пошли дальше. Усложнили ритмический рисунок.

Исполнение  С. Ляховицкая музыкальная композиция  «Прыгскок»,   на тему Ф. Листа.

В репертуаре у Эльнары несколько  ансамблей и  мы для вас исполним «Песенку Герцога»Дж. Верди из оперы « Риголетто».

Я приглашаю к инструменту ученика 2 класса Серікбай Сейхана. У Сейхана уже есть опыт игры в ансамбле 

как со мной, так и с другими учащимися . Он в ансамбле для 6 рук играл важную басовую партию. Сегодня мы  исполним  композицию Жака  Оффенбаха.  «Кан кан».

Вопросы Сейхану:

1.     Какая композиция по характеру?

2.     Из скольких частей она состоит?

3.     В каких частях ты играешь солирующую партию?

4.     В какой части ты мне аккомпанируешь?

5.     Каким штрихом?

6.     Но во второй вольте ты должен опять сыграть солирующую партию?

      Сегодня у нас произведения ещё не настолько отшлифованы, но на каком этапе мы находимся, мы вам постараемся показать.

С усложнением художественных задач  расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта и т.д.

Я приглашаю за инструмент ученицу  3 класса Филипенко Настю.

Настя тоже имеет опыт игры в ансамбле. Она обладает хорошим чувством ритма, поэтому мы с ней взяли этот блюз.

      Мы Вам исполним джазовую  композицию Р. Роджерса« Голубая луна». Написана она в форме блюза.

 

Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Партию  ритмического каркаса  буду исполнять я, а солирующий инструмент будет звучать в первой партии у Насти.

Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.

    Вопросы Насте:

1.     Сколько частей в твоей композиции?

2.     Во 2 части у нас есть еще не отщлифованые технически фразы, но мы к

концерту ансамблей постараемся справиться с  этими трудностями.

 

Р. Роджерс« Голубая луна» исполняет Филипенко Настя.

 

А теперь Настя я хочу, чтобы ты послушала блюзР. Роджерса  «Голубая луна»  в исполнении джазового оркестра.

Слушаем трек № 1

 

       Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый аккорд

производит такое же неприятное впечатление,  как и не вместе взятый. Конечно,  в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.  Синхронность вступления и снятия звука

достигается значительно легче,  если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.

 

       Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что  каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.  Партнёры должны так её «поделить»  чтобы не мешать друг

другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти,  чтобы не мешать друг другу,  особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).

 

           Я приглашаю за инструмент ученицу 6 класса Паскалиди Арину.

               Со старшекдассниками,  в этом году мы решили поиграть классику.

Арине это произведение  понравилось, она сама нашла его в интернете и прислала мне ссылку, где этот Вальс играет на конкурсе её сверстница. Мы работаем над этим произведением всего несколько уроков. Нам еще надо доучить

окончание 2 части. И думаю, что мы сыграем его на двух инструментах. Это«Вальс» П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

 

И в завершении нашего урока  за инструмент приглашаю ученика 6 класса Ыдырыс Есілтая.

                 С Есілтаем мы работаем только пол года, но мы достигли с ним взаимопонимания. И главная цель, которую преследую, играя с ним ансамбль, раскрепостить , заставить поверить  его в свои силы и уметь вынести на публику то, что мы с ним делаем в классе. Франс Шуберт – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Ф.Шуберт «Серенада». В исполнени и ученика 6 класса Ыдырыс Есілтая.

4. Заключение

        Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных

произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

         

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художест-венной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

Литература.

1.    Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2.     Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.

3.    Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.

Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.

4.    Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

5.    Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

6.     Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.

7.    Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.

8.    Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 338


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст