« Инновационные подходы к организации деятельности музыкальных школ и школ искусств»
С 17 по 21 февраля 2015 года на базе Детской музыкальной школы №2 г. Астана прошли республиканские курсы повышения квалификации « Инновационные подходы к организации деятельности музыкальных школ и школ искусств», организованные Республиканским учебно- методическим центром дополнительного образования.
Асавбаева Рауза Байдрахмановна, руководитель социально-педагогического отдела
(руководитель отдела художественно-эстетического направления) РУМЦДО
Современное дополнительное образование детей находится в процессе динамических изменений. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды и реализовывать миссию дополнительного образования в обществе.
На курсы повышения квалификации съехались директора и завучи по учебно - воспитательной работе детских музыкальных школ и школ искусств со всех областей Казахстана. Представителем от нашей школы была директор- Шибкова О.Ф..
Инновационные методы обучения музыке – это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.
К числу современных образовательных технологий относятся:
-коллективная система обучения
-развивающее и разноуровневое обучение
-исследовательские методы обучения
-проектная деятельность
-технология развития критического мышления
-обучение в сотрудничестве (групповая, командная работа)
-использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
и другие виды
Все эти технологические приемы могут быть применимы в практике преподавания предмета музыкальной литературы в ДМШ.
Селезнёва Римма Станиславовна - преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ДМШ №2 г. Астана
В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. А вот управление этим процессом – необходимая и непростая задача для преподавателя. Сегодня существуют разные программы, которые реализуют традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета: перечень тем и ряд произведений для разбора и прослушивания. Тем не менее, хотелось бы отметить новейшие положения по методике преподавания музыкальной литературы, а именно с применением современных информационных технологий и внедрением концепции смежных видов искусств .
При наличии технической базы (а именно: компьютера, экрана, музыкального DVD-проигрывателя) у преподавателя появляется возможность выбора новых средств и методов обучения, что позволяет строить учебный процесс достаточно интерактивно. Использование видеосредств - впечатляющее нововведение в преподавании музыкально-исторических предметов. В настоящее время записано на видеоматериалы множество опер и балетов – почти весь «золотой фонд» музыкально-театральной классики. Полезность включения видеозаписей в учебные курсы не нуждается в доказательствах. Просмотр постановок в исполнении лучших вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается возможностью ознакомления не с одной только музыкой, но и со сценической версией спектакля. И в этом смысле, уроки с применением видеозаписей являются полезнейшим дополнением к традиционной методике ведения музыкальной литературы в ДМШ или ДШИ. Главным выигрышем здесь является эмоциональный эффект - удовольствие от яркого зрелища, особенно если учесть колоссальный крен всего учебного процесса в направлении только слуховых впечатлений: объяснение педагогов, ответы на уроках, музыку в своем или чужом исполнении. Надо ли объяснять, насколько эмоциональный отклик обучающихся важен для результативности преподавания. Ценен психологический контраст при переходе одного рода деятельности к другому. После просмотра освежается привычный процесс слушания музыки, меньше утомляется внимание на протяжении учебного занятия. Впрочем, целостный показ спектакля невозможен в учебные часы, следовательно, необходимы купюры, и они должны быть сделаны или рассчитаны заранее. Поэтому, преподаватель, сегодня, прежде всего сам должен перейти к новому образовательному пространству: владеть компьютерными технологиями, пользоваться интернетом для поиска нужных музыкальных образцов, уметь показать фильмы и делать презентации. В активную учебно- познавательную деятельность следует привлекать и своих учеников. Этот опыт сегодня особенно применим, так как дети рано научаются пользоваться информационными ресурсами через овладение компьютерными возможностями и исследуют все интересное во
всемирной паутине.
Шанбатырова Гульшат Танатаровна, преподаватель кафедры музыковедения КазНУИ показала, каких результатов они достигли со своими студентами и учащимися музыкальной школы, применяя инновационные методы обучения музыке.
Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы и в классе специальности ДМШ.
Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Преподаватель должен понять, что для обеспечения высокой професиональной подготовки ученика необходимо сместить акцент с информационого обучения на организацию деятельности обучающегося. Задача преподавателя не набивать автоматически знаниями голову ребенка, как копилку, а научить его учиться, научить добывать знания. Преподаватель должен сделать все, чтобы ребенку стало выгодно учиться регулярно и хорошо. А задача школы – создать такие педагогические условия, в которых ученик займет активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскроется как субъект деятельности.
Исследовательские методы, необходимые в процессе изучения истории музыки, можно с уверенностью считать инновационными, так как обучающиеся самостоятельно могут быстро находить нужную информацию на познавательных сайтах и порталах, для раскрытия тем, сообщений, докладов, рефератов в соответствии с поставленными содержательными задачами.
Мухамеджанова Жанар Турсыновна, преподаватель кафедры музыковедения КазНУИ выступила с методическими докладами «Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся» и «Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы в ДМШ».
Конечно, новые технологии вовсе не должны тиражироваться в обязательном порядке и вполне могут существовать наряду с традиционным программно-методическим обеспечением занятий (учебники, конспекты, портреты композиторов в классе, рассказ преподавателя, аудиозаписи). Построение образовательного процесса должно учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей, стремиться к созданию комфортной среды для развития обучающихся. Но умение выбора и использования приемов из современных образовательных технологий должно находиться в рамках компетенции преподавателя.
Директор школы Шибкова Ольга Фёдоров