Правила по сольфеджио
1 класс
Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.
Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.
Лад - настроение в музыке.
Мажор - светлый, веселый лад.
Минор - темный, грустный лад.
Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.
Гамма - звуки лада, расположенные по
порядку от тоники до тоники,
Тоника - самая устойчивая, самая
главная ступень лада, 1 ступень.
Такт – расстояние от одной сильной
доли до другой.
Метр - пульс музыки, он делит ее
сильные и слабые доли,
Ритм - сочетание длинных и коротких звуков.
Длительности нот:
Целая
Половинная
Четвертная
Восьмая
Шестнадцатая
Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.
Размер - цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя
- длительности этих долей.
Пауза - знак молчания:
Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П
Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.
Тон - это два полутона вместе.
Альтерация - повышение или понижение звуков.
Знаки альтерации:
Диез, знак повышения звука на полтона.
Бемоль, знак понижения звука на полтона.
Бекар , знак отменяющий действие диеза и бемоля.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Виды ступеней:
Устойчивые ступени I, IП, V
Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII
Главные ступени -1, IV, V
Вводные ступени - II ,VII
Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:
Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.
Опеваниебывает снизу и сверху:
Тетрахорд - четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний и верхнии:
Затакт - если мелодия начинается со слабой доли.
Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.
Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.
Тоническое
трезвучие Т53 -
строится на I ступени.
Субдоминантовое
трезвучие S53 -
строится на IV ступени.
Доминантовое
трезвучие Д53
строится на V ступени.
Динамика- сила звучания в музыке
Динамические оттенки:
рр - очень тихо
р - тихо
тр - не очень тихо
mf - не очень громко
f- громко
ff- очень громко
Темп - скорость звучания музыки.
Темпы бывают медленные, средние,быстрые.
Транспонированне или транспозиция
- это перенос мелодии в другуютональность.
2 класс
Строение минорной гаммы: Т - П - Т - Т - П - Т - Т
Минор бывает трех видов:
Натуральный, где стоят только ключевые
знаки.
Гармонический - в котором повышается VII
ступень.
Мелодический - при движении вверх повышаются
VI,VII ступени, при движении вниз - натуральный минор.
Параллельные тональности- это тональности, имеющие
одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор,
надо спуститься вниз на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо
подняться вверх на три ступени. (Например:До мажор-ля минор).
Сложный размер – это размер, состоящий из двух
простых однородных размеров. Например: 4/4 =2/4+2/4; 6/8=3/8+3/8
Интервал - расстояние между двумя звуками.
Нижний звук называется основание, верхний - вершина. Чтобы построить
интервал, нужно знать две его величины: тоновую и ступеневую.
Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневаяпоказывает
количество ступеней и дает интервалу название. Простыеинтервалы - это
интервалы, не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми,
увеличенными и уменьшенными.
Название интервала |
Обозначение |
Количество тонов |
Количество ступеней |
Чистая прима |
ч 1 |
0 |
1 |
Малая секунда |
м 2 |
0,5 |
2 |
Большая секунда |
б 2 |
1 |
2 |
Малая терция |
м 3 |
1,5 |
3 |
Большая терция |
б з |
2 |
3 |
Чистая кварта |
ч4 |
2,5 |
4 |
Чистая квинта |
ч 5 |
3,5 |
5 |
Малая секста |
м 6 |
4 |
6 |
Большая секста |
б б |
4,5 |
6 |
Малая септима |
м 7 |
5 |
7 |
Большая септима |
б 7 |
5,5 |
7 |
Чистая октава |
ч 8 |
6 |
8 |
Песенки ступеней:
Андрей-воробей Дин-дондин-дон Светлый день Ночь темна
Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.
Вперед, вперед Вопрос-ответВ лесу родилась Стремлюсь вверх
Труба зовет елочка
Консонансы и диссонансы
Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно,
благозвучно.
Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не
слышен).
Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).
Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.
К ним относятся м2,б2,м7,б7.
Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).
Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.
Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев.
Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.
Диатоническая или тональная секвенция-
это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.
Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.
Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то
есть не входят в состав Т53.
Ладовое разрешение интервалов - это
переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада
Гармонизация - подбор аккордов к мелодии.
Аккомпанемент - сопровождение мелодии.
3класс
Обращение интервалов -
это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву
вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые,
увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.
8__________1
7__________2
6__________3
5__________4
Трезвучия с обращениями:
Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний - прима,
средний - терция, верхний - квинта.
Обращение трезвучия - это
перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два
обращения: секстаккордиквартсекстаккорд.
Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.
Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64,S64,
Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние
звуки образуют сексту.
Таблица аккордов
т
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Т5З |
Д64 |
Т6 |
S53 |
Т64 |
S6 |
Д6 |
S64 |
|
|
|
Д53 К64 |
|
|
Кадансовыйквартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.
Трезвучия с обращениями от звука:
Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)
Б53=б3+ м3 М53= м3+б3
Б6= м3+ч4 М6=б3+ч4
Б64= ч4+б3 М64= ч4+м3
Переменный лад - лад, в котором сочетаются две
тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.
Одноименные тональности –
это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки.
(Например:До мажор и до минор).
Период - наименьшая музыкальная форма,
в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те
в свою очередь на фразы и мотивы. Три вида периода:
1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и
неквадратный (если
другое количество тактов).
2. Повторного и неповторного строения (если
предложения повторяются или совершенно разные).
3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий(если
начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).
4 класс
Тритоны - это интервалы, которые
содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном
и гармоническом ладах мажора и минора.
У в. 4 строится на IV, VI ступенях;
Ум. 5 строится на II,VII ступенях.
Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются,
уменьшенные - уменьшаются.
Септаккорд- это аккорд состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.
Доминантовый септаккорд (Д 7) - это
аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится
на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым,
так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом,
так как крайние звуки образуют интервал септиму.
Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с
утроенной тоникой.
Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима,
терция, квинта, септима.
Обращение септаккорда -
это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.
Д7 имеет три обращения:
1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени, разрешается в Т53 с
удвоенной тоникой.
2.Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на
II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.
3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV
ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.
Пунктирный ритм:
длинный пунктир
короткий пунктир
Синкопа - это перемещение сильной доли
на слабую. Бывает внутритактовая:
И междутактовая:
Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:
Триоль.Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:
5 класс
Квинтовый круг тональностей -
это система тональностей, расположенных по кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.
Буквенное обозначение звукови тональностей:
С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – фа, G (гэ) –
соль, А (а) – ля, В (бэ) – Си.
В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком
случае буква В обозначает Си-бемоль.
Is- диез, Es -бемоль
Dur – мажор, Moll – минор
Каденция - заключение музыкальней мысли.
1. Автентическая - если звучитполная каденция, то есть Т53
на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.
2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.
9 основных видов септаккордов:
Название септаккорда зависит от интервала, который
образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.
1. Большой мажорный
2. Большой минорный
3. Большой увеличенный
4. Большой уменьшенный
5. Малый минорный
6. Малый мажорный
7.Малый Уменьшенный
8. Малый Увеличенный
9. Дважды уменьшенный или полууменьшенный.
Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно
удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.
Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.
Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:
При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются
всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет
направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:
В мажоре могут быть IIIIIV VI
В миноре могут быть IIIIÌV VI
«Хром» - окраска звука.
Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:
и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:
Отклонение - это переход из одной тональности в другую без каданцевогозаключения, а затем возврат в исходную тональность.
Модуляция - переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.
6 класс
Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью
Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.
|
Ув.2 |
Ум. 7 |
Ув. 5 |
Ум. 4 |
Мажор гарм. |
VI |
VII |
VI |
III |
Минор гарм. |
VI |
VII |
III |
VII |
Уменьшенное трезвучие
(Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;
на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (Ув.
53) строится на VI ст. гарм. мажора,
разрешается в Т64;Строится на III ст. гарм. минора,
разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3
Малый вводный
септаккорд (MVII7) - это
септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7= м3 + м3 + б3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53
Уменьшенный
вводный септаккорд
(УмVII7)
- септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.
Малый минорный
септаккорд (SII7) -
септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7
= м3 + б3 + м3
Разрешается через Д43 в Т53
Состав малого
мажорного септаккорда с обращениями от звука:
Д 7 = б3+ М3+ М3
Д65= М3+ М3+ б2
Д43 =Мз+ б2+б3
Д2=б2+ бз+ м3
Составные
интервалы - это
интервалы шире октавы.
Нона обозначается цифрой 9 = октава
+ секунда
Децима 10 = октава + терция
Ундецима 11 = октава + кварта
Дуодецима 12 = октава + квинта
Терцдецима 13 = октава + секста
Квартдецима 14 = октава + септима
Квинтдецима 15 = октава + октава
Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.
Переменный размер - размер, который меняется в
музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается
чередованием тактов различных размеров.
7 класс
Родственные
тональности - тональности,
имеющие наибольшее число общих звуков.
Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются
друг от друга на 1 ключевой знак.
Для мажора родственными будут:
тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная,
тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно
расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.
Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.
Для минора родственными будут:
Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее
параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это
тональности III, IV, V, VI, VII ст.
Для Am - С, Dm, Em,Е, F, G.
Лады народной
музыки - это
особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов. Названия которых
заимствованы из греческой музыкальной терминологии.
Мажорные лады:
ионийский - лад, полностью совпадающий с
натуральным мажором;
лидийский - мажор с повышенной 4
ступенью;
миксолидийский - мажор с пониженной VII
ступенью.
Ионийский Лидийский Миксолидийский
Минорные лады:
Эолийский, полностью совпадающий с
натуральным минором;
Фригийский - минор с пониженной II
ступенью;
Дорийский - минор с повышенной VI
ступенью.
Эолийский Фригийский Дорийский
Пентатоника - пятиступенный лад, в котором
нет полутонов. Характерендля народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют
IV, VII ступени.
В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.
Энгармонически
равные звуки -
это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.
Энгармонически
равные тональности
- тональности, одинаковые по
звучанию, но разные по названию.
Пример: Ces - Н; Fis -
Ges; Gis m - As m.
Энгармонически
равные интервалы
- это интервалы, одинаковые по
звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по
количеству
ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по
меньшей мере, два других интервала:
Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических
полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме
III, VI, а при движении вниз дублируются все кроме I, V.
В минорной хроматической гамме при движении вверх и
вниз изменяются все, кроме I, V ст.
Смешанный размер - это размер, образованный
слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся
пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.
5/4 = 2/4 + 3/4
5/8 = 2/8 + 3/8
7/4 = 3/4 + 4/4
Модулирующая
секвенция - это
секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.
Хроматическая или
транспонирующая секвенция
– это секвенция, звенья которой перемещаются по«далеким» тональностям.